Страх и его значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека

Предлагаю познакомиться с ним поближе. Согласно Большой советской энциклопедии"страх - в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям идеалам, целям, принципам и т. Ранний психоанализ, также различая рациональный страх перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный страх, трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплощённых желаний". Рациональные страхи действительно несут в себе положительную функцию защиты организма человека от реальных угроз. Страх перед огнем заставляет человека соблюдать правила безопасного обращения с ним, страх перед электричеством также способствует соблюдения норм безопасности. Попадая в дикий лес, человек мобилизует все свои умения и навыки, все силы организма для выживания в агрессивной среде. На биологическом уровне в кровь человека поступают особые вещества, гормоны, которые позволяют человеку в моменты опасности многократно увеличить ловкость, скорость, быстроту реакции и т. Именно страх, чувство опасности являются катализаторами этих биологических реакций организма. Вред человеку наносят иррациональные страхи. Именно им мы посвятим наш разговор.

Московский государственный университет печати

Но страх, как выясняется, может быть и полезным. Первоначально эта эмоция возникла в процессе эволюции с целью защиты организма человека от всевозможных опасностей первобытной жизни. Это уже потом, когда человек в корне изменил природу и построил вокруг себя новую среду обитания как техногенную, так и социальную , реакция страха начала давать сбои и приводить ко всяческим неприятностям.

Чувство вины, возникающее у человека, совершившего социально поведение: заставляет нас затаиться, скрыться от возможной опасности. Люди, испытывающие страх, действуют активно, только если активные Чтобы справиться со страхом, людииспользуют специфические психологические защиты.

Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности Личностные факторы играют важную роль в формировании культуры безопасной деятельности человека. Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждает человека вести себя неправильно, ставят его в положении жертвы чрезвычайных обстоятельств. Человек, наученный действовать в сложных ситуациях под воздействием страха, в состоянии адаптироваться к нему психологически, он чаще выходит победителем из экстремальной ситуации, при этом сохраняет способность оказывать помощь другим людям.

Если ум и воля в какой-то степени подчинены человеку, то эмоции зачастую возникают и действуют на поведение непроизвольно, помимо воли и желаний. Можно предположить, что, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами и формируя его ум и волю, можно научить его на сознательном уровне понимать и контролировать такую эмоцию, как страх. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, добиться комфортного состояния при неблагоприятной ситуации?

Для этого необходимо знание отличительных особенностей, с одной стороны, личности, неспособной противостоять обстоятельствам, другими словами, личности типа жертвы, с другой — особенностей личности безопасного типа. Личность типа жертвы Личность типа жертвы принято называть виктимной личностью. Ее поведение тесно связано с объектом, который ее инициирует.

Явления, связанные с поведением жертвы, в дальнейшем будут называться виктимностью См.:

При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает порождает страх, т. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека. Страх вызывает у человека неприятные ощущения — это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.

Равно как науке не известно, что первично - эмоция страха или чувство страха. реально мнимой опасности их здоровью или благополучию. свою модель поведения человеку, основанную на его биологической защите.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить Мф 10, 28 — призывает Иисус, предвидя преследования за имя Его. Он взывает к апостолам, которые ночью в открытом море сражались с сильным ветром: Ободритесь, это я, не бойтесь Мф 14, И незадолго до мук и смерти на кресте, видя растерянность своих учеников, Иисус еще раз напоминает: Да не смущается сердце ваше и да не устрашается Ин 14, Хвалить Бога, почитать Его и служить Ему ДУ 23 мы можем только тогда, когда мы свободны от страха и не даем ему парализовать нас, когда знаем, что Отцу нашему небесному, в чем имеем нужду Мф 6,32 , что ни один волос не упадет с нашей головы без Его ведома Лк 21, Источником наших страхов всегда является слабая вера в силу любви Бога и чрезмерная забота о нашей жизни.

Безопасность жизнедеятельности 7

Основы здорового образа жизни, безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях 13 мая г. Страх и его значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека. Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы существованию индивида. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее избежания. Страх — это сигнал тревоги, но не простотревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.

Человек, как любое существо на планете боролся за выживание, страха, которая лишает естественной защиты от опасности.

Опасности, связанные с физическим насилием 2. Способы защиты от физического насилия Список использованной литературы Введение Насилие - это любое действие, которое причиняет или может причинить физический, психологический или сексуальный ущерб или страдания. Физическое насилие - это общественно опасное противоправное воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли.

По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на наружные покровы тела человека посредством применения физической силы, холодного и огнестрельного оружия либо иных предметов, жидкостей, сыпучих веществ и т. Физическое насилие - это когда трясут, толкают, шлепают, ударяют, пинают, швыряют предметами, разрушают имущество, а также сюда относятся и лихачество во время вождения автомобиля, удушение, использование оружия.

В результате физического насилия человеку могут быть применены мучения, нанесен вред здоровью Цель данной работы: Работа состоит из введения, 3 глав, списка использованной литературы. Общий объем работы 13 страниц. Опасности Опасности встречаются нам на каждом шагу. К опасностям естественного происхождения относятся землетрясения, обвалы, наводнения, пожары, извержения вулканов. К опасностям естественного происхождения добавляются факторы социальные - быстрое и нерегулируемое развитие различных производств в черте города, опасная деятельность химической, радиационной и гидроэнергетической отраслей промышленности.

Кроме того, существуют и так называемые повседневные опасности - в дороге, на работе, дома. Недостаточно быть просто осторожным, надо уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций, по возможности избежать их или свести до минимума их последствия.

Психологическая безопасность: учебное пособие

Повышенная значимость ошибочных действий. Неуспех вследствие объективных обстоятельств. Дефицит информации для принятия. Конфликтные условия условия, при которых выполнение одного из них невозможно Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и, изменение которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Человеку будет страстно хотеться покинуть это место. Но страх помогает не только уберечь себя от опасности во время ее возникновения.

Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей младшего школьного возраста, на которые указывают многочисленные авторы А. Шалимова и многие др. В исследованиях, посвященных психологии эмоций Л. Теоретическое исследование особенностей детских страхов в работах зарубежных и отечественных исследователей Проблематика детского страха имеет не такую давнюю историю в психологической науке. Представитель биогенетического направления С. Холл распространял биогенетический закон и на онтогенез страха.

Он утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали животные, а затем люди на различных этапах анторопогенеза. Он писал, что в детских страхах сохранились многочисленные следы первоначальной психоплазмы, из которой первобытный человек создавал многочисленные волшебные демонические существа. Доказательством биогенетического детерминизма, с точки зрения С. Холла, являются многочисленные рационально необъяснимые детские страхи.

Боязнь животных более чем другие виды страха, походит на исчезнувшие рефлексы и отголоски психических состояний первобытного человека, наличие которых у современного ребенка нельзя объяснить ни фактами его индивидуальной жизни, ни нынешними условиями его существования.

Психологическая и физиологическая готовность человека к выживанию в условиях природной среды

Не носите кошелек в заднем кармане брюк. Избегайте темных пустынных улиц. Избегайте скопления людей в неосвещённых участках улиц. Не снимайте деньги в банкомате в позднее время суток. Знайте телефоны экстренных служб. Имейте при себе минимальный набор лекарств первой помощи.

Изолированная фобия — страх, которы видимой причины привязан Никто не может точно сказать, почему у конкретного человека возникает примитивными опасностями (риск задохнуться или сорваться с опасной высоты). . Агрессия со стороны незнакомцев, Боязнь незнакомых людей, защита.

Вопрос отнюдь не тривиальный с точки зрения ученых, изучающих работу нашего мозга Юрий Панчул Силиконовая Долина, Калифорния Существует как минимум два типа страха. Один — рациональный, который возникает, когда человек видит вполне реальный источник опасности, например змею. Другой в английском он называется — это страх иррациональный, эмоция, состояние тревожного беспокойства, когда человек не может понять ни источник, ни степень угрозы.

Рациональный страх необходим человеку для защиты от опасностей: Страх иррациональный, напротив, парализует, снижает способность человека мыслить, принимать решения и защищаться. Биохимические механизмы мозга, ответственные за эти два явления, весьма различны. Мозг-защитник Когда человек видит змею, то отдел мозга, в который собирается информация от органов чувств1, направляет полученный образ опасности одновременно в два разных центра — в центр эмоциональной памяти и в центр сознательной памяти гиппокамп.

Это один из немногих врожденных страхов, так же как врожденными являются, например, страх падения или страх громких звуков. Другими словами, мозг создает условия, необходимые, чтобы человек мог защищаться или бежать.

Как защищаться от опасностей

Можно ли жить без страхов и тревог? Сегодня рассмотрим как люди защищаются от страхов и тревог. Напомню, что в своих наблюдениях я выходила из двух предположений:

Человек способен с помощью разума справиться со страхом, но это . остается ощущение незащищенности, опасности и беспомощности. . и тревожности, необходимо найти действенную защиту от страха.

Защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и радиационная защита Внешние и внутренние общегосударственные опасности Общество, нация Система безопасности страны, национальная безопасность Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т. Человечество Техносфера Глобальная безопасность Из вышесказанного следует, что системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды: Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы ощущения, восприятия, память и др.

Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности. Стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху т рудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей, запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью. Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые имущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в благоприятных условиях. Интеллектуальное напряжение — напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение — напряжение, вызванное оптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации. Монотония — напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Глава 3. Настоящая защита от страха. - Средство от страха - А. Курпатов

Безопасность жизнедеятельности как наука, ее задачи. Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени. По объектам защиты реально существующие в настоящее время системы безопасности распадаются на следующие виды:

так как постоянно сигнализирует человеку об опасности и побуждает его к психологической защиты, обеспечивающий рациональное объяснение.

Эления [] более года назад Страх - это защита от влияния внешних факторов. В случае опасности человек испытывает страх и может быть огражденным от опасности, пытаясь исключить ситуации или убежать, спастись. Так, если увидеть открытую пропасть, то никто не будет лишний раз пытаться испытывать себя, а побоится упасть, страх выступает, как подзащитный рефлекс, уберегая, чтобы держаться подальше лишний раз.

Если встретится дикое животное, никто не захочет подружиться, а будет убегать, пытаться спастись. Если бы не было страха, никто не пытался бы убежать и пострадал от агрессии животного. Кроме того, что страх делает умнее, в момент опасности страх высвобождает некоторые резервы. Начинают в усиленном режиме работать все контролирующие системы и органы чувств.

Повышается работа нервной системы и активизируется работа симпатической нервной системы, организм приходит в тонус, начинает вырабатываться адреналин корой надпочечников - работает эндокринная система, гуморальная система тоже работает в повышенном режиме, передавая гормоны от одних огранов другим. Все это одна и та же единая система в организме симпато-адреналовая, нейро-гуморальная, нейроэндокринная, нейрогуморальноэндокринная.

А все механизмы заводит страх. Артериальное давление умеренно повышается, пульс и дыхание учащаются. Повышается восприятие органов чувств - обоняния, слуха, зрения. Человек может убежать, или затаится, потому что благодаря подобной реакции высвобождатся резервы и сознание работает тоже более активно. Поэтому страх, прежде всего, это защитный механизм.

Примеры проявления страха: польза страха, вред страха

Естественные системы защиты организма детей — это природные механизмы, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности отдельного индивида. Физиологические защитные системы организма Психологические защитные системы организма Большинство защитных процессов протекают на бессознательном уровне и не могут подвергаться непосредственному прямому контролю.

Однако взрослые должны учить ребенка пытаться анализировать своё физическое и психологическое состояние и принимать меры адекватные ситуации. Например, ребенок чувствует себя плохо, у него повысилась температура тела, началась ломота, но он не сообщает об этом взрослым, воспринимая происходящее как одну из неприятностей.

Рациональный страх необходим человеку для защиты от опасностей: он побуждает к действию. Страх иррациональный, напротив.

Ради дела… ему приходилось рано вставать, а потому и ложиться рано. Но однажды вечером… он засиделся позже обычного часа и услышал чудесное пение, которого никогда раньше не слышал: На следующий вечер он устроил так, чтобы лечь позже… и ещё раз услышать пение птицы. И на следующий вечер. Он так… так опьянился голосом ночной птицы, что целый день думал только о нём. И пришло время, когда он стал слушать птицу ночь напролёт. Уже не мог заниматься своим делом при свете солнца.

.FEAR.Страх как базовая эмоция человека, .