6 упражнений для преодоления страхов у детей

Ощущение страха у ребенка — это тревожное состояние, сопровождаемое чувством беспокойства, которое развивается в результате ожидания реальной или мнимой опасности. Чаще всего детские страхи развиваются в результате негативного влияния на психику со стороны взрослых, или путем самовнушения. Такое состояние — серьезный повод для беспокойства родителей, так как причиной детского страха может быть их собственное агрессивное или невротическое поведение. Каковой бы ни была причина, проблему необходимо решать незамедлительно, так как самостоятельно ребенок с ней справиться не способен. Причины развития страха у ребенка В настоящее время специалисты различают следующие основные причины развития страха у ребенка: Ранее пережитые и травмирующие ситуации, которые ребенок боится пережить вновь. Чаще всего это бывает укус пчелы или собаки, падение с высоты, чье-то агрессивное поведение. Часто возникающее ненавязчивое напоминание о возможной опасности, которая существует в сознании или памяти ребенка. Чрезмерно эмоциональное предупреждение ребенка об опасности, которая поджидает его в результате производимых им действий. Частые и непрекращающиеся строгие запреты, которые буквально окружают и угнетают ребенка.

Тест «страхи в домиках»

Лечение детских страхов Каждый человек в своей жизни испытывал чувство страха. Страх как сильная эмоция является следствием инстинкта самосохранения. Причинами страха могут выступать любые явления: В возникновении опасной ситуации — страх естественное чувство. Но мы знаем, что многие дети испытывают страхи гораздо чаще, чем для этого есть основания. С чем же это связано и как помочь нашим малышам преодолеть страх?

Развитие дорисовка ситуации, с возможными последующими решениями. Украшение мрачного, преобразование в красивое. Приведу несколько примеров успешной коррекции детских страхов с помощью рисования. На рисунке изображен спящий ребенок, который посреди ночи неожиданно видит, как из-за двери высовывается медуза, а с потолка из угла на него смотрит и перебирает лапами страшный и крупный паук. Подобное состояние описано в трудах А. При таком реальном и конкретном ужасе мы вначале выяснили, кого больше всего боится ребенок —- паука или медузу.

Когда выяснилось, что паука, то мы с Женей решили его убрать и завернули его в тряпочку закрашенный овал , а потом поселили в сундук.

Невроз страха Невроз страха, как форма невроза, впервые описана 3. Фрейдом в г. Однако и до настоящего времени в детской и общей психиатрии существуют противоречивые точки зрения на целесообразность выделения данного вида общего невроза. Большинство отечественных и зарубежных психиатров выделяют невроз страха как самостоятельную форму психического заболевания Г.

Ковалев, , ; К.

страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью Шкуратова И. Ростов-на-Дону, Фолиант, , с. Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу.

Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно. В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств.

В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой. страхи давно стали объектом психологического исследования.

Хосе Антонио Марина. Анатомия страха. Трактат о храбрости

Мухина и другие, особо ответственный период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребенка возникает первая модель мира — система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Коммуникативные навыки, умение общаться с людьми чрезвычайно важны для установления контактов с окружающими. Умение понять другого человека, сопоставить его стремление со своими планами и целями, способность представить чужие потребности, чувства, переживания требуют достаточно богатого опыта межличностного общения.

Страх - это реакция человека на действительную или мнимую но переживаемую как действительность опасность. Страх - это привычное чувство. Испытав его однажды в какой-то травмирующей ситуации, мы будем испытывать его в аналогичной ситуации снова и снова. Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом.

Избавляемся от «чудовищ»: детские страхи и их преодоление

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены. Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием. Взрослый рисует контурно два дома на одном или на двух листах: И потом предлагает расселить в домики страхи из списка взрослые называет по очереди страхи.

Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, то есть признал, что он боится этого.

Почти все это читатель может вывести сам из самонаблюдения и наблюдения окружающих. Впрочем, как образчик лучшего описания симптомов эмоции, я приведу здесь дарвиновское описание симптомов страха: В обоих случаях глаза и рот широко раскрываются, брови приподнимаются. Испуганный человек в первую минуту останавливается, как вкопанный, задерживая дыхание и оставаясь неподвижным, или пригибается к земле, как бы стараясь инстинктивно остаться незамеченным.

Сердце бьется быстро, с силою ударяясь в ребра, хотя крайне сомнительно, чтобы оно при этом работало более усиленно, чем обыкновенно, посылая больший против обыкновенного приток крови ко всем частям тела, так как кожа при этом мгновенно бледнеет, как перед наступлением обморока. Мы можем убедиться в том, что чувство сильного страха оказывает значительное влияние на кожу, обратив внимание на удивительное мгновенно наступающее при этом выделение пота.

Это потоотделение тем замечательнее, что поверхность кожи при этом холодна откуда возникло и выражение: Волосы на коже становятся при этом дыбом, и мышцы начинают дрожать. В связи с нарушением нормального порядка в деятельности сердца, дыхание становится учащенным. Слюнные железы перестают правильно действовать, рот высыхает и часто то открывается, то снова закрывается. Я заметил также, что при легком испуге появляется сильное желание зевать.

Одним из наиболе характерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела, нередко оно прежде всего замечается на губах. Вследствие этого, а также вследствие сухости рта, голос становится сиплым, глухим, а иногда и совершенно пропадает.

Типичные виды страхов

Мы частенько пользуемся ими в описании своих ощущений. Не многие люди различают значение этих слов. Действительно, понятия весьма похожи, но между ними есть существенные отличия. Давайте попробуем разобраться и выяснить: Страх — это выраженная, яркая эмоция. Страх может развиваться за секунды, он заставляет наш организм собрать все свои силы и подготовиться к опасности.

Фобос — бог из греческой мифологии, обладавший способностью приводить в трепет своих врагов. Человек, страдающий фобией, обычно отдает себе отчет том, что его страх нелеп и безоснователен, но необоснованная боязнь от этого не проходит. Он понимает, что его фобия непропорционально велика по сравнению с реальным событием, но доводы разума не помогают, и он почти всегда старается избегать объект страха.

К слову фобия присоединяют множество греческих и латинских корней, для того чтобы дать названия конкретным страхам. Например, если человек боится животных, говорят, что у него зоофобия. Боязнь высоты — это акрофобия. Аквафобия — боязнь воды. Страх перед молнией называется астрафобией. Многие люди страдают агорафобией что буквально означает страх перед рыночной площадью.

Что такое страх. Описание и причины страха

Трактат о храбрости Глава . страхи врожденные и страхи приобретенные Существуют страхи врожденные и страхи приобретенные. Врожденные вызываются раздражителями, с которыми субъект не знаком на личном опыте. Птицы, питающиеся змеями, инстинктивно избегают ядовитых экземпляров, хотя никогда раньше с ними не сталкивались.

Невротические, психогенные детские страхи Эти страхи возникают остро в ответ на эмоциональное потрясение. При приступе страха ребенок мечется, кричит, постоянно говорит о том предмете или явлении, которого испугался, верит в этот страх, представляя его ярко и красочно, вплоть до галлюцинаций. Между приступами страха ребенок практически здоров. Периодически вспоминая это, она кричала, плакала, отказывалась посещать поликлинику.

Другая приблизительно в этом же возрасте испугалась паука и при виде насекомого кричала, боялась одна спать, требовала, чтобы мать перед сном тщательно вытряхивала одеяло, т. В зависимости от личности ребенка невротические страхи трансформируются в сверхценные страхи. У таких детей страх доминирует в сознании, ребенок трудно поддается разубеждению.

В предпубертатном возрасте 10— 11 лет в структуре сверхценных страхов выступает страх за жизнь и здоровье. Такие дети боятся, что на них нападут бандиты, остановится сердце. Недифференцированные бессодержательные детские страхи Здесь нет ощущения, осознания причины страха, связи с психотравмирующей ситуацией. Чаще всего ребенок монотонно, стереотипно повторяет: Навязчивые страхи Чаще всего возникают у тревожно-мнительных детей, у которых нарушено общение со сверстниками.

Это, как правило, страхи заражения, загрязнения, острых предметов иголок, битой посуды , закрытых помещений, транспорта, страх покраснеть, страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся логофобия , страх подавиться твердой пищей или костью, страх потерять своих родителей. В отличие от сверхценных страхов дети понимают чуждость своего страха, испытывают чувство внутренней несвободы и активно стремятся преодолеть этот страх, что, как правило, приводит к формированию особых приемов, так называемых ритуалов.

Внезапно напуганный — второй период страхов у собак-подростков

Техники работы со страхами. Мы привыкли относиться к страхам, как к чему-то враждебному, мешающему жить и успешно достигать своих целей. Стоит помнить, что в основе любого страха лежит инстинкт выживания, который оберегает, поэтому страхи - это очень верные защитники. страхи - наши верные защитники. В Японии во время второй образовались партизанские отряды, которые вели свою деятельность на территориях противника.

Ещё перед отправкой на фронт их учили, что противник будет прибегать к массовой дезинформации о конце войны, поэтому они воспринимали все события политического характера под искажённым углом зрения.

Кошки Внезапно напуганный — второй период страхов у собак-подростков Если у вас щенок в возрасте от 6 до 18 месяцев а иногда и старше! Ваш щенок-подросток может внезапно начать демонстрировать страх, пятиться или облаивать то, с чем раньше легко взаимодействовал: Но что это такое — второй период страхов и что нам делать с этими внезапными испугами? Второй период страхов не особенно хорошо описан в научных исследованиях, так же ведутся споры о том, когда он появляется а это скорее всего зависит от породы и генетики и проявляется ли вообще.

Однако, хорошо описаны ситуации, когда собака может внезапно и будет надеяться, что только временно становиться более пугливой к определенным вещам. Принято считать, что второй период страхов может проявиться в возрасте от 6 до 18 месяцев, во время периода социального созревания, когда собака переходит из детства во взрослую жизнь. В это время у собаки происходят сложные изменения в нервной системе и в гормональном состоянии.

Внезапные страхи могут быть связаны с этими физиологическими изменениями в теле. Основной участок мозга, отвечающий за страх, — миндалевидное тело — увеличивается в этот период, а значит реагирует более остро на окружающую среду и гормоны стресса, которые находятся на самых высоких уровнях в подростковом периоде.

Преодоление страхов и тревожности у взрослых при помощи образов

Надо, чтобы эти эмоции передались читателю. Чтобы читатель явственно почувствовал их, увидел, ощутил. Чтобы его точно так же охватили страх или отчаяние, любовное томление или грусть, негодование или смущение. Чтобы он был на одной волне с персонажем.

Выражение лица и мимика: Хотя субъект, на самом деле переживающий страх или тревогу, имеет довольно выразительные типические характеристики. Термин панический отражает крайнюю степень испуганности, и, в отличие от последней, сопровождается выраженным двигательным возбуждением. Паническое состояние наблюдается только в течение короткого периода времени. Испуганное выражение лица может сохраняться более длительное время. Если подобное выражение лица мы наблюдаем достаточно долго, и для его возникновения нет объективных внешних причин к примеру, если речь не идет о заложниках, захваченным террористами , то речь идет о состоянии страха или тревоги, вызванной болезненными факторами.

Чаще всего испуганное выражение лица наблюдается при остро развившемся психическом расстройстве — при остром галлюцинозе, измененном состоянии сознания делирий, онейроид , при остро возникших нарушениях мышления шизофренической природы. Собственно тревожное расстройство, как оно понимается в клинической интерпретации, редко сопровождается испуганным выражением лица. Представьте студента перед началом экзамена — про его выражение лица можно сказать, что оно беспокойное.

Если испуганный человек — это человек, который уже встретился с чем-то, что вызвало в нем страх, то беспокойный пока только предполагает или предчувствует, что он встретится с чем-то плохим в случае экзамена — плохой оценкой. Беспокойная мимика, естественно, очень подвижна, без определенного постоянного выражения лица, наблюдается выраженная поисковая активность глаз — все это сопровождается общим возбуждением.

Данные определения формально относятся к переживанию страха, однако, используются для описания более сложного эмоционального переживания. Когда они сталкиваются с объектом или субъектом, который не столько их пугает, сколько отталкивает, вызывает неприязнь и отвращение.

ТОП5 СТРАХИ и ФОБИИ